Наверное, одной из самых сложных задач перехода на СПО в школе является подбор альтернативного программного обеспечения, для организации учебного процесса. В младших классах такой выбор сделать не сложно, ввиду большого выбора программного обеспечения (OpenOffice.org, KTurtle, Gcompris и т.д.). Но что же делать в старших классах, где необходимо изучать программирование? Ответ на поставленный вопрос дает автор учебно-методического комплекса Н.Д. Угринович, который рекомендует как альтернативу для изучения Visual Basic в ОС Linux систему программирования Gambas.

Gambas

Gambas — объектно-ориентированный диалект языка BASIC, дополненный интегрированной средой разработки и работающий на GNU/Linux и других UNIX-подобных операционных системах. Он представляет собой средство, аналогичное Visual Basic в плане разработки программ на Basic. Gambas задумывался как альтернатива для Microsoft Visual Basic разработчиков, решивших перейти на GNU/Linux. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Gambas).

Используя Gambas мы получаем свободно распространяемую среду программирования воспользоваться которой легко могут и учащиеся у себя на домашних компьютерах. т. е. Учитель получает возможность задавать задания на дом по программированию и учащиеся, работая дома не нарушают закон. Для такой организации процесса обучения достаточно записать на DVD диск Альт Линукс Школьный Мастер 5.0 (http://www.altlinux.ru/products/5th-platform/school-box/) и раздать его ученикам для загрузки в режиме Live-DVD на домашних компьютерах.

Однако, не все так просто, как казалось бы. Прежде чем воспользоваться учебником необходимо освоиться со средой программирования, так как синтаксис Gambas несколько отличается от Visual Studio .NET, на который изначально ориентирован учебник. И тут на помощь нам приходит интернет и справочная система, встроенная в Gambas.

Синтаксис Gambas

Вооружившись таким грозным оружием перейдем от теории практике. Итак — Информатика и информационные технологии. Учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. — 5-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

 Страница 71 Проект «Обычный калькулятор»:

 Разработать проект, который позволит производить четыре арифметических действия над числами (сложение, вычитание, умножение, деление).

1. Разместить на форме:

Простой калькулятор

С помощью панели Свойств измените заголовки объектов и их цвет (свойства Font (шрифт) и Backgraung (заливка)).

3. Двойным щелчком мыши по кнопке вызовете окно Программного кода с заготовкой событийной процедуры.

4. Событийная процедура сложения чисел Button1_Click() должна присваивать значению свойства Text надписи Label1 сумму числовых значений, введённых в текстовые поля TexBox1 и TexBox2. Для преобразования строковых значений свойства Text текстовых полей в десятичные числа воспользуйтесь функцией Val (), аргументом которой является строка, а значением число.

5. Пример событийной процедуры сложения:

PUBLIC SUB Button1_Click()

Label1.Text = Val(TextBox1.Text) + Val(TextBox2.Text)

END

6. Событийные процедуры вычитания, умножения и деления создаются аналогично.

7. Для создания событийной процедуры для кнопки «Сброс» воспользуйтесь свойствами объектов Clear и присоединения текстовому значению пустой строки:

PUBLIC SUB Button5_Click()

Label1.Caption = «»

TextBox1.Clear

TextBox2.Clear

 END

Свойства процедуры

Страница 74. Проект «Сложение строк»

Задание. Разработать проект, для сложения двух строковых переменных A и B и строки «форма» используется операция конкатенации.

Сложение строк

  1. Создайте графический интерфейс проекта:

    Поместите на форму кнопку Button1 и надпись Label1

  2. Создайте событийную процедуру и введите следующий код:

    PUBLIC SUB Button1_Click()

    DIM A, B AS String

    A = «Ин»

    B = «тика»

    Label1.Text = A & «форма» & B

    END

  3. Запустите проект на выполнение.

Таким образом приложив немного усилий можно организовать преподавание программирования в старших классах, имея на руках методический комплекс и рабочую программу по информатике.

Работа с массивами в Gambas: